Абрикосовы Владимир и Анна

-
ИздательствоМЭ
АБРИКОСОВЫ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (священник Владимир Абрикосов) (1880, М.–1966, Париж) и АННА ИВАНОВНА (игуменья Мария Екатерина Сиенская) (1881, М.–1936, М.), деятели рус. католичества вост. обряда, руководители моск. католич. общины. Владимир Владимирович, священник Католич. Церкви вост. (визант.) обряда. Из семьи Абрикосовых , п. п. г. Окончил историко-филол. ф-т МУ, затем учился в Оксфорде. В 1903 женился на своей двоюродн. сестре Анне Ивановне А. Молодым супругам была чужда религиозность; как и большинство богатой и просвещ. молодежи, они придерживались свободомыслия в вопросах веры. Обращение супругов А. в веру произошло во время загранич. путешествия. В 1908 в Париже Анна Ивановна приняла католичество, а вслед за ней, через год, перешел в католич. веру и Владимир Владимирович. После возвращения в М. (1910) супруги А. начали проповедь католичества в России; их богатый дом на Пречистенском бул., 29 стал одним из центров религ. жизни М. Здесь читались доклады на религ. темы, велось их обсуждение, в кот. уч-вали как католики, так и православные. По свидетельству современника, «на этих собраниях бывали разн. посетители: там можно было встретить юного студента и профессора ун-та, скромную девушку и даму из высш. общ-ва. Бывали на них как католич., так и правосл. священники. Собрания начинались чтением реферата, а заканчивались за чашкой чая в задушев. беседах». Супруги А. активно уч-вали в приходск. жизни храма Свв. апостолов Петра и Павла в Милютинском пер. По отзыву папск. экзарха в России протопресвитера Леонида Федорова (впосл. погибшего в Соловецком лагере), «про эту семью можно сказать словами апостола Павла: “Приветствую домашнюю их Церковь”. Редко где можно встретить молодых в цвете сил, столь преданных делу Церкви и столь религиозных». В 1913 супруги А. присутствовали на тайной частн. аудиенции у папы Пия X, кот. благословил их на дальнейшее служение. В том же г. А. вступили в Третий орден Св. Доминика – доминиканск. братство мирян. В 1917 по совету папы Пия X А. перешли в вост. обряд и приняли обет целомудрия. В.А. рукоположен митрополитом Андреем Шептицким в сан священника Католич. Церкви вост. обряда (29 мая 1917). Уч-к Перв. Рус. Католич. Собора, на кот. установлена офиц. и канонич. орг-ция рус. католиков вост. обряда. Вскоре после этого – настоятель католич. прихода Рождества Пресвятой Богородицы и духовник моск. доминиканск. общины. Дом А. стал центром рус. вост. миссии, по-прежнему привлекая правосл. и католиков, моск. интеллигенцию. Активно уч-вал в движении, направлен. на воссоединение Церквей, встретившем сочувств. отношение патриарха Тихона. В 1920 священник В. А. уч-вал в совместн. православно-униатск. собр. на тему сближения и соединения Церквей, кот. проходило в Марфо-Мариинской обители. Однако эта и др. подобные встречи не имели успеха. В 1922 В. А. был выслан из России на т.н. «филос. пароходе». Гл. обвинениями против него были: «Инициатор происходящих у него в доме нелегальн. собраний по вопросу о соединении римско-католич. и правосл. церквей. Близкий друг патриарха Тихона и протонатория папы Римского Экзарха Федорова, являющегося главой католич. вост. обряда в Петрограде». Сразу после высылки приехал в Рим и передал папе Пию XI обращение от рус. католиков, в кот. содержался призыв: «Не передавайте священное дело объединения Церквей в России в руки чуждых нам людей и наций, с кот. у нас существуют враждебные настроения и разногласия, не забытые до сих пор ни нами ни ими. Их культура чужда рус. народу, а их религия носит на себе мрачный и даже враждебный оттенок». Некот. время исполнял в Риме обязанности прокуратора папского экзарха протонатория Л. Федорова. Организатор К-та рус. католиков в Риме, информировавшего папскую комис. «Pro Russia» о католич. священниках и мирянах, находящихся в заключении в России. Вступил в многочисл. конфликты с высш. католич. духовенством и настоятелями монаш. орденов, стремясь противостоять их навязчивой идее обращения русских и развеять царившие в Риме представления о гибели православия. В 1926 покинул Рим и переселился в Париж. Играл заметную роль в жизни эмигрантск. общины, вел переписку с рус. католиками и православными, оставил богатый архив. Посл. гг. жизни провел в полн. уединении. Анна Ивановна в монашестве – Мария Екатерина Сиенская, настоятельница моск. доминиканск. монаш. общины. Окончила Гертонский колледж Кембриджск. ун-та. Вскоре после возвращения в Россию вышла замуж за Владимира Владимировича А. После посвящения о. В.А. в сан священника основала жен. монаш. общину Третьего ордена Св. Доминика, центром кот. был ее дом на Пречистенском бул. К 1922, когда из России был выслан В.А., эта община насчитывала 25 сестер. При общине была создана шк., сестры много трудились, помогая нуждающимся, переводили и переписывали кн. католич. авторов; помимо повседн. работы, Е.А. занималась переводами духов. книг и сама написала несколько религ. соч. В след. г. сестры-терцианки во главе с настоятельницей были арестованы. Е.А. была приговорена к 10 гг. тюремного заключения, как «руководительница моск. контррев. орг-ции, имевшей связь с Высш. монархич. советом за границей». В Бутырской тюрьме ей удалось восстановить общину, в камере читались молитвы, преподавался катехизис, праздновалась Пасха. Влияние Е.А. на заключенных было огромным, ее авторитет признавала даже тюремн. администрация. Переведена в тюрьму в Екатеринбург, оттуда в Тобольск, а затем – в Ярославск. полит. изолятор. В 1932 перенесла тяжелую операцию, после кот. не могла владеть левой рукой. Освобождена по состоянию здоровья и смогла ненадолго побывать в М., где навестила немногих сестер общины, остававшихся в живых и на свободе, затем поселилась в Костроме у одной из сестер общины. В 1933 вновь арестована. Умерла в Бутырской тюремн. б-це. Глубоко почитается верующими, как католиками, так и православными.

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.