ЕВСТИГНЕЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1926 - 1992
ИздательствоЛики России
ЕВСТИГНЕЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1926, Нижний Новгород–1992, Лондон), актер, нар. арт. СССР (1983).

Родился в Нижнем Новгороде. Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского.

Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович - металлист, Мария Ивановна - фрезеровщица.

Для своей матери - Марии Ивановны - он был поздним ребёнком: когда он появился на свет, ей было 32 года.

Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать.

До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать.

Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз.

Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в разных местах, и вот однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Женя играл ударником, пришёл директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский.

Директор от одного актёра узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень, действительно, был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться. После того как оркестранты отыграли очередную композицию, Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?»

На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом училища.

В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А.В. Луначарского.

В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс.

В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник».

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского). Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.

Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. Чехова в 1970 году. В 1971 вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа.

Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт.

На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТели АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI».

Среди ролей: Чернов («Вечно живые» В.С. Розова, 1956), Абрам Шварц («Матросская тишина» А.А. Галича, 1958; спектакль запрещен после просмотра), Король («Голый король» Е.Л. Шварца, 1960), Ларин («По моск. времени» Л.Г. Зорина, 1962), Куропеев-Муравеев («Назначение» А.М. Володина, 1963), Сатин («На дне» М. Горького, 1968) и др. В 1971–89 артист МХАТа. Роли в спектаклях: Адамыч («Старый Новый год» М.М. Рощина, 1973), Соломахин («Заседание парткома» А.И. Гельмана, 1975); Шабельский («Иванов») и Чебутыкин («Три сестры»; обе в 1976), Дорн («Чайка», 1982), Серебряков («Дядя Ваня», 1985; все – А.П. Чехова) и др. Посл. роли на сцене: Фирс («Вишневый сад» Чехова, Т-р Антона Чехова, 1990) и Глов («Игроки-XXI» по Н.В. Гоголю, АРТель АРТистов, 1992). Яркий характерный актер неогранич. диапазона, органично смотревшийся в самых разноплановых ролях. «Он был актером-символом. В сущности, ему можно было бы не преображаться и даже не играть – лишь явиться перед публикой. Но он был великим артистом, и не для красного словца употреблено здесь это понятие» (А.П. Свободин). Снимался в кино: Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!», 1964), Гарин («Гиперболоид инженера Гарина», 1965), Режиссер («Берегись автомобиля», 1966), Корейко («Золотой теленок», 1968), Корзухин («Бег», 1970), Плейшнер («Семнадцать мгновений весны», 1973, т/ф), Горяев («Повесть о неизв. актере», 1976), Никита Демидов («Демидовы», 1983), Беглов («Зимний вечер в Гаграх», 1985), проф. Преображенский («Собачье сердце», 1988), Иван Грозный («Ермак», 1989–96) и др. В 1976–83 педагог Школы-студии МХАТ, проф. (с 1977). Гос. пр. (1974). Жил на Суворовском бул., 17.

Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак». Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.